Как работать с региональными РАВсе, что будет описано ниже, носит чисто практический характер. Задача статьи - помочь избежать стереотипов из учебников по маркетингу и "детских" ошибок тем, кто только начинает работать на рекламных региональных рынках. С чего начать? …Итак, коллеги из маркетинга "выкатили" план продаж, шеф озвучил рекламный бюджет, приступаем к работе. Первое, что необходимо сделать, создать подробную "медиакарту", начиная с телевидения (наименование, позиционирование, зоны покрытия, прайсы на размещение, плей-листы с рекламной сеткой и т.д.) заканчивая районными газетами и возможностью размещения рекламы на чековой ленте, не забудьте включить туда даже "нестандартные" источники коммуникаций, например возможность размещения рекламы на табло во время футбольного матча. "Медиакарта" должна отражать всю вашу "изощренную" фантазию. Труд титанический, но оно того стоит. Как только сей документ готов, вы поймете, что утверждение "телевидение - самый эффективный вид коммуникации" - "бред собачий" и примите осознанное решение, что теперь вопросами медиапланирования занимаетесь только вы и сотрудники вашего отдела, а не рекламные агентства. Профессионализм Вам предстоит работать с рекламными агентствами, поэтому вы должны знать принципы работы, структуру, технологии, методики работы с клиентами лучше или хотя бы так же, как и "топы" самих агентств. Выделите себе время на обучение (лучше в нерабочее время, дома) по принципу - на этой неделе я изучаю фотошоп, на следующей - оракалы, неон, светодиоды, способы изготовления рекламных конструкций, и так до тех пор, пока Вы не узнаете все технологии с которыми сталкиваетесь. Казалось бы, зачем эти тонкости? Только с целью экономии вашего собственного времени и бюджета организации. Простой пример. Вы приехали в типографию заказать буклеты. Менеджер, выполняя свою работу, начинает расхваливать качество полиграфии и т.д. Чтобы быстрее перейти к делу, задайте ему простой вопрос - "сколько весит полиграфическая машина?" (от веса зависит коэффициент детонации, а значит и качество печати), смею уверить, после этого менеджер сразу перейдет к делу, а стоимость буклета сократится на десятки процентов. Ваша профессиональная подготовка - это "головная боль" рекламного агентства в хорошем смысле слова, с вами интересно работать, водить вас за нос агентство поостережется. Если первые два раздела не для вас, то дальше можно не читать. Что лучше делать самим Рекламное агентство. Агент Рекламное агентство. Размещение После кропотливых трудов над рекламным планом, вы получаете, как составную часть, некое подобие "медиаплана". И пока рекламные агенты нервно курят в сторонке, идем напрямую к непосредственным исполнителям - медиа-баинговым и селенговым агентствам. Разговор начинается всегда стандартно: "Мы рады приветствовать Вас (читай, Ваши деньги) в нашей компании. Чтобы мы помогли Вам разместить Вашу рекламу с наибольшей эффективностью, укажите условия медиапланирования (ЦА, интенсивность и т.д.) и озвучьте Ваш бюджет (Щаз-з-з!!!)". В этой ситуации дайте понять РА, что вас интересуют только каналы коммуникаций и сколько они стоят. Достаем выписку из медиаплана (в части касающейся), прайс-листы на размещение (и конкурентов тоже), плей-листы с региональными сетками (макеты газет и т.д.) и дальше просто работаем. Со временем, вы начнете понимать друг-друга с полуслова, получите бонусы и эксклюзивные скидки, а также очень много полезной информации о способах продвижения. Клиент, который знает что хочет, для РА - "подарок судьбы". Рекламное агентство. "Откат" В любом случае, выводы по этому разделу сделайте для себя сами! Рекламное агентство. Креатив 1.Хорошей креативной рекламой можно серьезно увеличить объемы продаж. Это утверждение не верно, качественная реклама поднимет продажи максимум на десятки процентов. В разы продажи поднимают ваши инженеры и технологи, которые готовят качественный продукт, маркетологи, вырабатывающие грамотную ценовую политику и подразделения продаж, непосредственно работающие с потребителем или сетью дилеров. Поэтому, вы должны отдавать себе отчет в том, что работаете на них. Если выражаться образно, ваша задача "зацепить" потребителя и передать его в "надежные руки" коллег. 2. То, что готовит в плане креатива двадцатка крупнейших заказчиков, то что мы видим в федеральных блоках телевидения, на билбордах, слушаем на радио - это "круто" и достойно подражания. Это не "круто", а в некоторых случаях еще и не умно, на фоне общего рекламного шума, весь креатив сливается, и за ним часто не видно самой рекламы. Потребитель физиологически такую рекламу не воспринимает. А "дубовая" схема размещения рекламы - 80% бюджета на телевидение, радио, наружную рекламу, довершает картину, загоняет "большую двадцатку" в соревновательный процесс рекламных бюджетов. Важный момент! Определите для себя, что вы ничуть не глупее рекламного топ-менеджера крупной корпорации и у вас есть неоспоримые преимущества: вы работаете "в поле", в ваших руках все рекламные коммуникации региона (и реальные GRP!), вы не связаны жесткими рамками рекламных бизнес-процессов крупной компании, вы очень динамично реагируете на изменения рыночной ситуации. Учитывая все это, на региональном рынке вы можете очень эффективно "бить" федеральные бренды конкурентов малыми бюджетами. Из моего опыта, "успешная реклама" - это на 60% интуиция и только на 40% хорошие знания маркетинга. Теперь о креативе. Следует помнить, что самая хорошая реклама - это простая и доступная для потребителя, а в некоторых случаях, лучший креатив - это полное его отсутствие. Обыкновенная листовка в ваших корпоративных цветах, с четкой формулировкой УТП, в местах продаж, у дилеров, в почтовых ящиках потенциальных клиентов, распространенная промоутерами, в большинстве случаев работает лучше, чем дорогущий теле-радиоэфир. И все-таки без телевидения, радио и наружки не обойтись (например, при выводе на рынок новой торговой марки). За "креативом" идем в рекламное агентство. Процесс рассмотрим на примере изготовления видеоролика. Выбрать агентство очень просто, смотрите портфолио и выбираете того, кто вам больше подходит. На восхищенный самопиар менеджера агентства не обращайте внимание, вам с ним не работать. Здесь для вас важны сценаристы, копирайтеры и режиссеры. Первое и самое главное условие начала работы с РА - это составление брифа. Он должен быть очень подробным. Потратьте время, в последствии вы его сэкономите вместе со своими нервами на переделках работы и разборках, типа "Вы неправильно задачу поставили, а мы сделали…". Всегда учитывайте, что если вы готовите ролик для ТВ, то он будет размещаться в региональных блоках. Проанализируйте, что "крутится" в эфире, ваш ролик не должен быть "похож" на ролики федерального и регионального блоков, он должен бросаться в глаза необычностью и нестандартностью. Укажите это условие в брифе. Как только бриф готов, передавайте его в РА, вместе с бренд-буком. В агентстве лучше заказать все сразу, начиная от видеоролика, заканчивая макетом буклета. После этого, ни в коем случае, не выпускайте процесс производства из под собственного контроля. Начинайте со сценариста и копирайтера. Разжуйте им бриф "по слогам", добейтесь того, чтобы они поняли, что от них требуется, сколько бы на это времени не ушло. Не нужно лезть в креатив, навязывать собственные решения, агентство сделает это лучше вас и предложит на рассмотрение несколько вариантов. Если предлагается что-то вам не понятное, или сомнительное, требуйте объяснений, не давайте сценаристу сломя голову удариться в "дебри креатива", утверждения агентства "это модно" или "так все делают" пропускайте мимо ушей. Особо надо отметить "сложные" характеры людей творческих профессий, поэтому ведите себя с ними очень корректно, критикуйте аккуратно, помните "что художника может обидеть каждый", в дальнейшем они вам отплатят отличной работой. Как только сценарий доработан и утвержден, начинаем работу с режиссером. Раскадровка ролика должна быть обязательно. Если "картинки" в голове режиссера и вашей голове совпали, можно начинать снимать. Теперь готовим подробную смету, она обязательно должна быть "прозрачной", т.е. мы должны получить точную конечную стоимость изготовления всех материалов заказа. Переделки, доработки, адаптации и т.д., все за счет агентства. Дальше все зависит от мастерства режиссера, актеров, операторов, монтажеров и т.д. Если есть возможность, обязательно поучаствуйте в процессе, и через 2-3 года, начнете очень хорошо разбираться в телевидении, что очень не маловажно в работе. Рекламное агентство. Союзник Некоторые вещи, изложенные в этой статье, могут показаться не корректными и даже циничными, ничего не поделаешь, такая у нас с вами работа… Дмитрий Горенков, экс коммерческий директор ООО "Торговый Дом "S.P.I.-Талвис", Sostav.ru.
|