Как стало известно Ъ, ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) провело тендер на право реализации своих рекламных возможностей. Победителем стало рекламное агентство «Лайса», известное по скандалу с рекламной конструкцией, во время установки которой был поврежден свод тоннеля метро. По оценкам экспертов, только наружная реклама в Москве на территориях, подконтрольных РЖД, сегодня приносит около $7 млн в год. Руководство РЖД между тем заявляет, что уже в следующем году поступления от рекламы на собственности РЖД можно увеличить в десять раз.
Как рассказал Ъ начальник департамента по связям с общественностью РЖД Сергей Михайлов, тендер на право реализации рекламных возможностей госкомпании был объявлен в апреле 2006 года. На него были выставлены все рекламные конструкции на территориях, подконтрольных РЖД (железнодорожные мосты, путепроводы, привокзальные площади, полосы отвода, расположенные вдоль полотна), а также право размещать рекламу в поездах и печатных изданиях РЖД. При этом в РЖД не уточняют, каким количеством рекламных поверхностей владеет компания. Годовой доход от рекламоносителей также не сообщается. Сергей Михайлов уточнил лишь, что в прошлом году это была «смехотворная сумма». «Хотя потенциал здесь огромный,- говорит он.- Мы ожидаем, что уже через год доходы РЖД от рекламы можно увеличить в десять раз».
Между тем эксперты полагают, что уже сегодня количество принадлежащих РЖД рекламных поверхностей сопоставимо с активами операторов наружной рекламы, входящими в топ-25 по России. По оценке агентства «ЭСПАР-Аналитик», ОАО РЖД может управлять как минимум тысячей конструкций в 15 городах России. По данным одного из участников рынка, только в Москве у РЖД уже есть или будет поставлено в ближайшее время 60—70 двусторонних суперсайтов, 150—200 щитов формата 6х3 метра двусторонних и еще 150 щитов разных форматов на железнодорожных мостах, под которыми проходят автодороги. По оценке «ЭСПАР-Аналитик», годовой оборот операторов из топ-25 превышает $5 млн. Участник рынка оценивает только московский оборот принадлежащих конструкций РЖД в $5—7 млн.
Обязательным условием участия в конкурсе было наличие у компании опыта сотрудничества с РЖД. Из-за этого, несмотря на большое количество участников — 18 компаний, большинство лидеров рынка наружной рекламы не получили приглашения на конкурс. Исключением стала Gallery Group, в начале этого года купившая контрольный пакет акций фирмы «Трансреклама-Алмаз», которая размещает рекламу на московских вокзалах. Однако победителем было признано ООО «Железнодорожное рекламное агентство 'Лайса'". Руководство РЖД не смутил тот факт, что в марте компания «Лайса» стала участником громкого скандала. Устанавливая по ее заказу фундамент для суперсайта возле железнодорожного полотна, строители из компании «Полюс-М» повредили перекрытия метротоннеля между станциями «Сокол» и «Войковская», на полдня парализовав работу подземки. Сергей Михайлов, правда, утверждает, что в ходе проведенного РЖД расследования вина заказчика установлена не была. Один из участников тендера связывает победу «Лайсы» в тендере с ее близостью к руководству госкомпании. «ОАО РЖД не является учредителем ни одного рекламного агентства»,- утверждает господин Михайлов.
ООО «Железнодорожное рекламное агентство 'Лайса'" создано в 1994 году. Сегодня размещает рекламу на 23 суперсайтах и более 100 конструкциях, расположенных на опорах железнодорожных мостов. Также размещает рекламные стикеры в поездах. Финансовые показатели и владельцы не разглашаются.
Не исключено, что, победив в тендере, «Лайса» отберет контракты у других рекламных агентств, которые сегодня работают с РЖД. Такого развития событий, например, опасается представитель компании из Петербурга — партнер Октябрьской железной дороги. Непонятно и то, как будет развиваться партнерство Московской железной дороги с компанией «Трансреклама-Алмаз». В РЖД лишь сообщили, что, хотя у компании есть контракт до 2007 года, он должен быть перезаключен по техническим причинам. В Gallery Group вчера отказались от комментариев.
СЕРГЕЙ СОБОЛЕВ, ТИМУР БОРДЮГ
Источник: Коммерсант