После годов сомнение крупнейшие мобильные операторы США все же начинают рекламу в своих сетях. Они надеются, что маленькие экраны мобильных телефонов смогут соперничать с Интернетом как с мощным маркетинговым каналом.
Еще в начале этого года Sprint Nextel Corp. и Verizon Wireless запустили тестовые проекты размещения рекламных баннеров на порталах вместе с собственной информацией и развлекательными сервисами. В ближайшие недели Sprint планирует объявить о своей рекламной политике. Сейчас компания уже проводит текстовые размещения видеорекламы, которая появляется примерно на 10 секунд перед запуском желаемого сервиса компании. А телефоны Samsung, продаваемые Sprint-Nextel, содержать рекламу Toyota. Совместное предприятие Verizon Communications Inc. и британской группы Vodafone Group PLC Verizon Wireless также двигается к рекламе. «Мы пока тестируем несколько разных моделей работы», - говорит представитель Verizon Wireless Джеффри Нельсон. – «И пока будем продолжать рассматривать их».
Одновременно Yahoo Inc. и мобильный проект go2 Directory Systems объявили о соглашении, согласно которому спонсорская реклама Yahoo будет появляться на веб-сайте локального поиска go2 Directory, который поддерживается Verizon Wireless, Sprint и ingular Wireless (совместное предприятие AT&T Inc. и BellSouth Corp). Когда потребители будут заходить на go2 Directory, что найти местные рестораны или кинотеатры, в результатах поиска у них будут появляться рекламные объявления с Yahoo.
Большинство мобильных Интернет-сайтов не содержат рекламу. Хотя некоторые медиакомпании размещают рекламу на собственных мобильных сайтах, большинство пользователей телефонов ограничивают собственные посещения сайтами, поддерживаемыми их операторами, так что подавляющее большинство посещений приходится на эти ресурсы. До сих пор основные сети, такие как Verizon Wireless и Sprint Nextel, боялись, что реклама может настроить против них потребителей. И сейчас ни один оператор не говорит о показе рекламы на исходных страницах браузеров или пока абоненты делает звонки.
Сотовые компании видят рекламу средством борьбы против снижения прибылей от голосовых звонков, которые становятся все дешевое в целях привлечения новых абонентов. В то же время, сети находятся под давлением со стороны медиакомпаний, которые уже много вложили в разработку контента для мобильных каналов и хотят получать отдачу, которая может прийти только со стороны рекламодателей. Контент-провайдеры ищут новый источник доходов, поскольку многие из них разочарованы спросом на платный контент. Пока непонятно, будут ли потребители принимать рекламу, и как будут решаться технические сложности - разнообразие экранов, моделей телефонов и сетей. Кроме того, рекламодателям и операторам предстоит вывести формулу рекламных расценок.
Возможно, потребители будут лучше относиться к рекламу, если при этом они будут бесплатно или недорого получать информацию и развлечения. Некоторые компании уже идут по этому пути. Так, погодный сервер Weather Channel снизил месячную плату за свой сервис отслеживания ураганов до $2.99 (с $4.99), когда стал размещать рекламу на своем мобильном сайте.
Рекламу на сайтах размещают уже многие контент-провайдеры. Так, ее видят посетители мобильного usatoday.com. Средняя цена баннерной кампании на срок 4-8 недель на мобильном сайте контент-провайдера сейчас колеблется от $75 тыс. до $150 тыс., что на $25-50 тыс. больше, чем в прошлом году. Генеральный директор компании Third Screen Media Джефф Джейнер говорит, что около 3-5% пользователей идут по рекламным баннерам с экранов своих телефонов – это выше, чем аналогичный показатель в обычном Интернете - 1%.
За пределами США мобильная реклама развивается уже давно. Компания мобильного маркетинга D2 Communications, принадлежащая японскому оператору NTT DoCoMo Inc., размещает баннеры на телефонах с 2000 года. D2 говорит, что в месяц запускает от 100 до 500 млн баннеров, с показателем отклика 3-5%. Крупнейший индийский оператор Bharti Airtel Ltd. с 2005 года размещает рекламу Microsoft, Canon и Ford Motor Co.
В Европе Orange и 3 UK начали принимать рекламу в прошлом месяце. Vodafone, крупнейший в мире оператор по уровню доходов, пробует другую бизнес-модель,–которая включает бесплатные ТВ-сервисы для потребителей, которые согласны принимать рекламу, и сопровождаемый рекламой сервис сообщений.
«3 UK так или иначе использует мобильную рекламу и спонсорство около года. Среди клиентов - Adidas AG, издатель видеоигр Electronic Arts Inc. и Apple Computer Inc.», - говорит директор по музыке и телевидению 3 UK Марк Джозеф. «Мы абсолютно уверены, что в ближайшие пять лет это станет отличным источником дохода», - считает Джозеф, который, однако, отказался назвать процент дохода, который компания получает от рекламы уже сейчас.
© Юлия Торгашева «Мобильный Контент»